Применяемые федеральные государственные образовательные
стандарты
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования». ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской
Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
ФГОС
ДО – это совокупность обязательных
требований к дошкольному образованию.
Основные принципы
дошкольного образования, устанавливаемые ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех
этапов детства, обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
3)
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;4)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;5)
сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;6)
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);9)
учет этнокультурной ситуации развития детей.ФГОС ДО включает в себя требования:
- к структуре образовательной программы дошкольного
образования и её объёму;
- к условиям реализации образовательной программы дошкольного
образования;
- к результатам освоения образовательной программы дошкольного
образования.
Содержание
образовательной программы дошкольного образования должно охватывать следующие
образовательные области:1)
социально-коммуникативное развитие;2)
познавательное развитие;3)
речевое развитие;4)
художественно-эстетическое развитие;5)
физическое развитие.Требования
к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования включают требования к
психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым
условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, а также
к развивающей предметно-пространственной среде.
Требования
к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования представлены
в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка в раннем возрасте;
социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения
уровня дошкольного образования.
Стандартизация
дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований
к детям дошкольного возраста. Достижения детей дошкольного возраста
определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью
личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность
ребенка к школе.
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 года № 31 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»