Применяемые федеральные
государственные образовательные стандарты
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования». ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской
Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
ФГОС
ДО – это совокупность обязательных
требований к дошкольному образованию.
Основные принципы
дошкольного образования, устанавливаемые ФГОС ДО:
1) полноценное
проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2) построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
4) поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольной
образовательной организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов
и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития
детей.
ФГОС
ДО включает в себя требования:
к структуре
образовательной программы дошкольного образования и её объёму;
к условиям реализации образовательной
программы дошкольного образования;
к результатам освоения образовательной
программы дошкольного образования.
Образовательная программа включает три
основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Содержание образовательной программы
дошкольного образования должно охватывать следующие образовательные области:
1) социально-коммуникативное развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
4) художественно-эстетическое развитие;
5) физическое развитие.
Требования к условиям
реализации образовательной программы дошкольного образования включают требования к
психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым
условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, а также
к развивающей предметно-пространственной среде.
Требования к результатам
освоения образовательной программы дошкольного образования
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка в младенческом возрасте;
социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка в раннем возрасте;
социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного
образования.
Стандартизация
дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований
к детям дошкольного возраста. Достижения детей дошкольного возраста
определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью
личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность
ребенка к школе.
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 года № 31 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2022 года № 955 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»