ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С 1 января 2014 года вступил в
силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - Стандарт), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования». Стандарт разработан
на основе Конституции Российской Федерации и
законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Основные
принципы дошкольного образования, устанавливаемые Стандартом:
1) полноценное проживание ребенком всех
этапов детства, обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольной
образовательной организации с семьей;
6) приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного
образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
9) учет этнокультурной
ситуации развития детей.
Стандарт –
это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:
- к структуре образовательной
программы дошкольного образования и её объёму;
- к условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- к результатам
освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Содержание программы должно охватывать
следующие образовательные области:
1) социально-коммуникативное развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
4) художественно-эстетическое развитие;
5) физическое развитие.
Требования
к условиям реализации Программы:
1) к психолого-педагогическим условиям;
2) к развивающей предметно-пространственной среде;
3) к кадровым условиям;
4) к материально-техническим условиям;
5) к финансовым условиям.
Требования к результатам освоения
Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
1) социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка в раннем возрасте;
2) социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает
предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста.
Достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний,
умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе
обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.